ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТХЭКВОНДО ГТФ ЕГИПЕТ г. ДАХАБ 19-29 декабря 2010 год

ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТХЭКВОНДО ГТФ

ЕГИПЕТ

г. ДАХАБ

19-29 декабря 2010 год

 

19-29 декабря 2010 года в городе Дахаб, Египет прошёл технический семинар по тхэквондо ГТФ в котором приняли участие спортсмены из Ставропольского края.

Занятия проводились три раза в день, одним из занятий был комплекс оздоравливающих упражнений по йоге.

Надо отметить, что в Египте рассвет в 5.00 утр, поэтому  первая тренировка проводилась в 7.00 утра на берегу моря. В течение дня все занятия проводились на свежем воздухе. В свободное время ребята  плавали в бассейне и  в море с масками, любуясь кораллами и цветными рыбками.

В свободное время вся группа посещала экскурсии.

Мы побывали в монастыре святой Екатерины, в Израиле в храме Гроба Господня, у стены плача, купались в Мёртвом море, в Палестине посетили храм Рождества Христова. Также путешествовали на лодке с прозрачным дном вдоль рифа Наполеона.

Ребята повысили свой технический, спортивный уровень, ежедневно тренируясь, а также получили незабываемые впечатления, посетив святые места.

Всем спортсменам по итогам занятий были вручены сертификаты о прохождении семинара.  

 

Уважаемые родители, напоминаю, что ближайшая поездка за границу  - это Франция, где состоится матчевая встреча, а также мы познакомимся с культурой страны и её достопримечательностями.

Информация будет полностью опубликована в феврале, приобретать путёвки необходимо будет в марте.

 

Знакомьтесь с нашим фотоотчётом и историей тех мест, которые мы посетили во время поездки в Египет.

 

СЕМИНАР ПО ТХЭКВОНДО В ЕГИПТЕ 19-29 декабря 2010г.

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА

ПОЕЗДКА НА МЁРТВОЕ МОРЕ

МОРСКАЯ ПРОГУЛКА НА РИФ НАПОЛЕОНА

МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

ДОСУГ В ЕГИПТЕ

ПРОГУЛКА НА КВАДРОЦИКЛАХ

ПЕЙЗАЖИ

ЙОГА

ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ

ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

ПРОГУЛКА В БЛЮ ХОЛЛ

 

МОНАСТЫРЬ СВ. ЕКАТЕРИНЫ

 

Этот православный монастырь расположен в 2 км от деревни. Бесплатное посещение монастыря всю неделю, кроме пятницы, субботы и православных праздников. Открыто только с 9.30 до 11.30. Требуется соответствующая одежда: сюда нельзя заходить женщинам в брюках, мини-юбках и платьях с открытыми плечами, а мужчинам в шортах. В 337 г. Елена — мать императора Константина, проникшись святостью этих мест, приказала построить небольшую часовню, посвященную Св. Деве Марии, на месте, где Моисей видел неопалимую купину. В 530 г. по приказу императора Юстиниана была построена большая базилика, ставшая в последствии церковью Преображения, и стены монастыря для защиты монахов от разбойничьих набегов. С тех пор монастырь приобрел вид неприступной крепости и устоял от набегов, от разрушения временем и землетрясений. За всю свою историю он никогда не разрушался и не захватывался.

200 семей из Дакии (современная Румыния) были поселены у монастыря, чтобы обеспечивать монахам пропитание. В VIII-IХ вв. потомки этих рабов обратились в ислам и сейчас представляют собой особое племя горцев. За время существования монастыря указы (императоров, Мухаммеда Али, Бонапарта) должны были защищать монахов от бедуинов, только бедуины их не соблюдали. Поборы прекратились лишь со строительством в XII в. мечети внутри монастыря. Во время египетской кампании Бонапарт восстановил северную часть ограды. И приказал соорудить входную башню. До этого люди попадали в монастырь при помощи подъемника. Башня названа в честь наполеоновского маршала Клебера.Сейчас в монастыре живут лишь греческие монахи, которые приезжают сюда преимущественно из афонских обителей. В настоящее время в монастыре 17 монахов и несколько послушников. Во главе монастыря, по традиции, стоит архиепископ Синайский.

 

Внутри крепости — нагромождение строений, плоских и двускатных крыш, маленьких полусферических куполов. Колокольня XIX в. в итальянском стиле, построена на русские деньги. Висящие на ней колокола, сзывающие сегодня на молитву синайских монахов, отлиты в России. Русские цари и князья, епископы и купцы, простые паломники делали многочисленные вклады в монастырь Синайской горы.Обширный холм с разрушенной часовней здесь называют русским. В прошлом веке на нем стояли палатки, в которых жили паломники из России.

 

 

 

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Крипта Рождества

Пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, вытянута с востока на запад и имеет в длину – 12,4 м, в ширину – 3,9 м и в высоту – 3 м. В отношении входов в крипту в Константиновой базилике мнения исследователей расходятся. Ричмонд (E.T. Richmond, QDAP 5 (1936), pp. 75-81) считал, что из восьмерика вело два спуска в крипту: с северо- и юго-востока. Кроуфут (J.W. Crowfoot, Early Churches, pp.18-20) полагал, что в крипту вел лишь один подземный вход, начинавшийся вне стен восьмерика с северо-восточной стороны. Однако обнаруженный при раскопках лаз был крайне узким (1 м) и заканчивался лестницей, ведшей вверх внутрь восьмерика, а не в крипту. Тем не менее, Венсан (L.H. Vincent) разделял мнение Кроуфута, по предположениям же других археологов, этот ход был пробит Блаженным Иеронимом, как об этом свидетельствует, впрочем не вполне ясно, Антонин из Плаценции (ныне Пьяченца) (Antoninus Placentius) в своем «Итинерарии» (приблизительно 570 г.): «Вифлеем место весьма известное… пещера, в которой родился Господь; в ней ясли, украшенные золотом и серебром; внутри день и ночь горят лампады. Отверстие пещеры весьма узко для входа. Иероним пресвитер высек скалу в отверстии пещеры и сделал себе могилу, в которой и лежит» (Итинерарий, 29). Большинство современных исследователей склоняется к тому, что в крипту вел один вход, по всей видимости, с севера, где местность естественно понижается. На иконах, изображающих «Поклонение волхвов», последние также традиционно рисовались подходящими к яслям с севера.

 

Сегодня вход в крипту осуществляется по двум полукруглым лестницам, ведущим из северной и южной частей трансепта. Эти проходы были пробиты и отделаны во время перестройки базилики Юстинианом в VI веке и отремонтированы и украшены в XII крестоносцами, о чем свидетельствует характерный стрельчатый свод проходов и капители сдвоенных колонн при входе в крипту. Бронзовые двери сохранились со времен Юстиниана. Существует и еще один вход – с северо-запада, через подземный ход, который ведет из пещер под церковью св. Екатерины и который Кроуфут и Венсан считали главным входом в крипту в Константиновой базилике. Этот проход закрыт для посетителей. Крипта перекрыта цилиндрическим сводом. Судить о первоначальной форме трудно, ибо ясно, что на протяжении столетий помещение неоднократно перестраивалось. Место Рождества находится у восточной стены крипты в небольшой полуциркульной нише. С 1717 г. оно отмечено установленной францисканцами серебряной звездой с четырнадцатью лучами (по числу остановок Христа на Скорбном пути). В центре звезды отверстие, позволяющее увидеть поверхность природного скального ложа под ней. На звезде латинская надпись «Hic de Virgine Maria Jesus Christus Natus Est» («Здесь у Девы Марии родился Иисус Христос»). Оригинальная звезда 1717 г. не сохранилась. Она таинственно исчезла в 1847 г. Существующая ныне звезда установлена Иерусалимской православной церковью в 1852 г. Место Рождества принадлежит сегодня Иерусалимской православной церкви, примыкающая же к нему с южной стороны капелла Поклонения Волхвов с яслями – францисканцам. В верхней части полуциркульной ниши сохранился фрагмент мозаики XII века, когда-то, по свидетельству паломника Теодориха (70-е годы XII века), покрывавшей стены и своды крипты полностью. Мозаика носит характер византийской миниатюры, объединяющей несколько сюжетов в единую композицию. Посредине Богородица в голубом одеянии, слева от нее ясли с младенцем Иисусом с нимбом вокруг головы, за ними вол с ослятей и пастухами. Несохранившиеся части мозаики изображали волхвов, дары приносящих, и стада скота, как это описывает византийский путешественник XII века Иоанн Фока (Сказание вкратце…, 27): «Дева, возлежащая на одре, левую руку подложив под локоть правой, а к правой приклонивши ланиту, смотря на младенца и внутреннее смиренномудрие обнаруживая в улыбке и в румянце ланит. Ибо лице не изменилось, как (обыкновенно бывает) у только что родившей и притом в первый раз родившей, которая бывает бледною. Сподобившейся родить превыше естества и подобало быть освобожденною от страданий по естеству. Здесь и осел, и бык, и ясли, и младенец, и толпа пастырей, которых глас некий, с небес поразивший их уши, разлучил с стадами, и они, беззаботно оставивши овец, пасшихся на лугу у источника, и поручивши собаке охрану стада, вытянули шеи вверх, напрягши слух по направленно шума, и ставши каждый по-своему, как будто каждый помышлял о том , как бы стать поприличнее и поудобнее, и одним посохи казались бесполезными, а у других очи были устремлены на небо. Поднимая вверх десницы по направленно глаз, они тревожно напрягали слух. Однако ж не было нужды во втором слушании, ибо очи вернее ушей; так как ангел, представ им, указал им возлежание младенца в яслях. А овцы, не обращая никакого внимания на зрелище, на просторе бродили — одни наклонившись к траве, другие бежали к упомянутому источнику. А собака, сердитое в отношении к чужим животное, по-видимому, наблюдает необычность явления: волхвы, сойдя с коней с дарами в руках, преклонивши колена, с трепетом подносят их Деве».

 

К югу от Вертепа Рождества, в более низкой части крипты, находится принадлежащая францисканцам капелла Поклонения Волхвов. Высеченные в местном известняке ясли, куда Богородица положила младенца Иисуса, со времен крестоносцев облицованы мрамором. До того они были покрыты серебряными пластинами, как об этом свидетельствует Блаженный Иероним: «О, как бы я хотел увидеть ясли, в которых лежал Господь, ныне же изначальные ясли, которые были сделаны из глины, убраны, а вместо них поставлены ясли из серебра. Благоговение же мое всецело принадлежит исконным яслям…». Пол часовни Поклонения Волхвов на три ступени ниже, также и потолок ее ниже, чем потолок в остальных частях крипты. Потолок поддерживается двенадцатью низкими колоннами, из которых шесть вместе с капителями дошли до нас со времен крестоносцев. Часовня расписана масляной живописью XIX века. Напротив яслей – алтарь, посвященный трем волхвам.

 

К северо-востоку от крипты при раскопках была обнаружена ныне замурованная древняя водяная цистерна. Видимо, именно она описывалась паломниками как «колодезь Волхвов».

 

Крипта постоянно освещается 53 масляными светильниками, из которых девятнадцатью ведают католики, а остальные поделены между греками и армянами. Стены крипты облицованы сегодня асбестовыми плитами. Эта облицовка была сделана в 1874 г. на пожертвования президента Франции Патриса де Мак-Магона (1808-1893), заменив мозаики времен крестоносцев, почти полностью уничтоженные пожаром 1869 г. В асбестовых плитах пробиты отверстия, через которые можно видеть остатки мраморной облицовки, частично относящейся к ХII веку. В северо-западном углу крипты находится ныне заложенный колодец, в коем традиция видит тот источник, из которого Мария брала воду, чтобы омыть новорожденного Иисуса, и куда упала Вифлеемская звезда.

 

Базилика и ее части

Атриум

В Константиновой базилике атриум представлял собой квадратный двор, окруженный стеной с внутренней колоннадой из одного ряда колонн по периметру. С запада три арки вели с улицы во двор. Посреди двора находилась купель для ритуального омовения перед входом в церковь. Изначальное мощение IV века было вскрыто при благоустройстве площади перед церковью в 1932 г. и при раскопках Харви 1934-36 гг. Уровень пола атриума Константиновой базилики оказался на 1,3 м ниже современного уровня площади перед западным фасадом. Атриум был вымощен массивными каменными плитами. Обнаруженные в притворе остатки ступеней лестницы, ведшей от атриума к входу в базилику, позволили сделать вывод о том, что при Константине атриум представлял квадратную в плане площадь с ребром длиной в 27 м. По периметру площади была колоннада, отделявшая атриум от крытых галерей шириной в 3,5 м. Полы галерей покрывала мозаика, фрагменты которой в наибольшей степени сохранились в южной галерее. В южной и северной колоннадах было по семь колонн, включая угловые, западная и восточная имели по шесть колонн, также включая угловые. Угловые колонны были сдвоенными, имея в разрезе форму сердца. При раскопах 1934 г. были обнаружены фрагменты колонн и их массивных оснований, частично выставленные для обозрения у стены армянского монастыря св. Троицы (скрипторий Бл. Иеронима) к югу от площади, где находился атриум, и у западной стены церкви. Во время Юстиниановой перестройки восточная галерея и колоннада исчезли вследствие увеличения длины базилики на запад и строительства притвора.

 

Западный фасад

Западная стена Константиновой базилики находилась на 2,8 м восточнее аналогичной стены в Юстиниановой базилике. Трое арочных врат вели внутрь церкви: центральные врата были шириной в 3 м, боковые – в 1,5 м. Из восточной галереи атриума к вратам вели три лестницы по три ступени в каждой. В Юстиниановой базилике из атриума в церковь также вели три арочных прохода. Два боковых прохода ныне заложены, средний, бывший более высоким, служит входом в церковь и по сей день. Однако вся его верхняя часть также заложена, так что осталась лишь низкая дверь, которая и ведет в притвор. Такой вид вход в церковь приобрел в конце мамлюкского владычества или в начале периода оттоманской власти (начало XVI века). Основной причиной закладки большой арки была необходимость обеспечения безопасности. Из соображений безопасности, по-видимому, было заложено и окно справа от двери. Над дверью в кладке стены можно видеть следы арки времен крестоносцев, а над ней консоль и карниз портика времен Юстиниана. Сохранились карнизы портиков, бывшие над боковыми вратами. Левый можно видеть по другую сторону мощного контрфорса, построенного в XVIII веке. Правый с площади перед церковью не виден: он находится по другую сторону поздней стены армянского монастыря св. Троицы, отходящей от западной стены церкви под прямым углом и отделяющей правую треть изначального фасада Юстиниановой базилики. На фронтоне этого фасада была изображавшая поклонение волхвов мозаика VI века, которая, по преданию, и спасла базилику от разрушения во время персидского нашествия в 614 г.

 

Притвор

Притвор (нартекс) не существовал в Константиновой базилике. Он был сооружен при реконструкции базилики во времена Юстиниана, как это стало принято начиная со второй половины V века. Притвор трехчастной, по числу проходов ведших в церковь из атриума. Со стороны базилики арки боковых проходов также заложены. В северном конце центральной части при раскопках были обнаружены остатки напольной мозаики атриума Константиновой базилики и ступеней, поднимавшихся к боковому входу, существовавшему в IV веке. Северный и южный концы притвора отделены от центральной части стенами и образуют, таким образом, два замкнутых помещения. В левом из них в оттоманские времена находилась кордегардия турецких кавасов (стражников). В притворе сохранилась резная деревянная дверь 1227 г. с резьбой работы армянских мастеров, напоминающей характерные орнаменты армянских хачкаров. Дверь была принесена в дар церкви армянами Авраамом и Аракелом, как следует из надписи на ней на арабском и армянском языках. Ныне эта дверь установлена над входом в базилику из притвора. В XII веке по бокам притвора стояли две башни. На первом ярусе северной из них, либо в той комнате, где в оттоманские времена была кордегардия, либо над ней, была часовня, стены которой были расписаны фресками. Башни до наших дней не сохранились.

 

Базилика

Константинова базилика (без восточной части) имела в плане квадрат со стороной в 26,5 м внутри и 27,7 м снаружи и делилась на пять нефов. Нефы отделялись друг от друга четырьмя рядами колонн, по девять колонн в каждом ряду. Центральный неф имел 9 м в ширины, внутренние боковые – 3 м, внешние – 3,5 м. Пол базилики был украшен мозаичными композициями с геометрическим и растительным орнаментом, сохранившимися в центральном нефе в большей степени, чем в боковых.]/p][p]При реконструкции Юстиниана базилика была удлинена, приобретя в плане форму прямоугольника длиной в 33 м (длина базилики вместе с трансептом и центральной апсиды составила 53,2 м. Общая ширина осталась прежней, однако соотношение ширины центрального и боковых нефов было изменено. Центральный неф был расширен до 10,25 м. Интерьер базилики сохранился в архитектурных формах, приданных ему в 530 г. Однако убранство, мозаики стен, покрытие пола того времени не сохранились. Полы базилики были мраморными (или «под мрамор»), как и облицовка нижней части стен. По свидетельству Даниила, базилика была «вымощена плитами белого мрамора» (Хожение, О церкви Рождества). Не сохранилась и кровля, неоднократно заменявшаяся на протяжении столетий. Существующая ныне кровля относится к 1842 г.

 

При строительстве зодчие Юстиниана вторично использовали колонны, разделявшие нефы Константиновой базилики. При этом в каждом из четырех рядов было добавлено по две новые колонны (по одной с запада и востока), так что их число в колоннаде дошло до одиннадцати (четыре самые восточные колонны ныне встроены в возведенную в 1840 г. стену, отделяющую трансепт от базилики). Кроме того, по образцу колонн базилики было поставлено шесть колонн по бокам главного алтаря в центральной апсиде. Колонны базилики сделаны из красноватого камня (иногда называемого вифлеемитом), добывавшегося в каменоломнях в окрестностях Вифлеема. Тщательно отшлифованный, этот камень весьма походит на мрамор, что многих паломников вводило в заблуждение, отраженное в их отчетах и различных итинерариях. Капители всех колонн сходны, выполнены в позднекоринфском стиле и относятся к VI веку. К тому же времени относятся и сохранившиеся деревянные балки архитрава, покрытые резьбой. В древности колонны центрального нефа поддерживали арки, однако впоследствии последние были заложены. Изначально здание базилики было двусветным: центральный неф, возвышаясь над боковыми (т.н. клеристорий), освещается двадцатью окнами, по десяти в южной и северной стенах. В древности в нижнем ярусе – в стенах крайних боковых нефов было еще по одиннадцать окон, однако ныне эти 22 окна заложены (согласно Харви).

 

В крайнем южном нефе базилики сегодня находится крестильная купель, вытесанная из одной глыбы камня красноватого цвета, похожего на камень колонн, разделяющих нефы. Снаружи купель представляет собой восьмигранник, изнутри же имеет форму квадрифолия. На одной из наружных граней купели видно рельефное изображение креста, под которым была надпись по-гречески, помещенная в характерную рамку в форме «ушастой дщицы» (tabula ansata). Надпись гласила: «Вечная память, покой и прощение грехов [жертвователям], чьи имена ведомы Господу». Купель относится к VI веку, она служила для крещения как младенцев, так и новообращенных христиан. Воду для крещения привозили из Иордана. К северу от главного алтаря церкви при раскопках 1934 г. было обнаружено заложенное квадратное отверстие, ведшее в древнюю водяную цистерну, а вокруг – остатки возвышавшейся над ним крещальни. Как предполагают, здесь было первоначальное местоположение купели. Следует отметить, что в Иерусалиме и окрестностях известны еще две подобные купели VI века, только без посвятительных надписей. Одна находится в Иерусалиме, в патриаршей церкви св. Апостола Иакова, брата Господня, в Святогробском братстве при Храме Гроба Господня, другая была обнаружена при раскопках центральной церкви византийского комплекса на развалинах Нижнего дворца Ирода под Иродионом.

 

Трансепт и алтарь

В Константиновой базилике вторая, т. е. восточная часть здания отличалась от современной, представляя собой октагональный мартирий с длиной ребра 7,9 м. Восточная стена собственно базилики в центральной свой части являлась одновременно самым западным ребром восьмерика, в котором был устроен арочный проход шириной в 5 м. Уровень пола в восьмерике был на две ступени выше, нежели в самой базилике. В восточных стенах двух внутренних боковых нефов также были арочные проходы, но более узкие. Они, как и центральные врата, располагались строго по осям трех западных врат базилики, а за ними и трех врат западной стены атриума. Боковые врата из внутренних нефов вели не в сам мартирий, а в треугольные помещения, примыкавшие к юго- и северо-западным сторонам восьмерика. Каждое из этих помещений имело еще две двери. Одна вела в мартирий, а другая в симметричные прямоугольные пастофории, примыкавшие к восточным стенам внешних боковых нефов. Помещения эти имели по 6 м в длину и по 3,5 м в ширину. По-видимому, они служили диаконником и протесисом для всей базилики. В северной комнате, служившей протесисом, при раскопках были обнаружены остатки напольной мозаики: на белом фоне черной полосой выделен прямоугольник, внутри которого были выложены кресты. Можно предположить, что это свидетельствует о сравнительной древности мозаики, поскольку позднее 427 г. изображать кресты на полу было запрещено. Однако комната эта была доступна только священнослужителям, потому запрет мог не соблюдаться и позже. Внутри восьмерика существовал приподнятый на одну ступень над полом обходной галереи вдоль стен (амбулатория) октагональный подиум с длиной ребра в 3,5 м. Пол его был выложен круглым мозаичным панно диаметром в 3,85 м, окружавшим смотровое отверстие, через которое паломники могли заглянуть в Пещеру Рождества. Основания колонн вокруг дают основание предположить, что над смотровым отверстием был установлен киворий, или же оно было окружено оградой.

 

В основных чертах эта часть церкви приобрела существующую сегодня форму в VI веке, при перестройке базилики Юстинианом, когда был разобран существовавший до того восьмерик мартирия, а вместо него построены существующие ныне трансепт длиной 36 м и центральная апсида, составившие в плане форму трифолия. В восточной апсиде сохранились остатки синтрона. Во эпоху крестоносцев возвышенная солея заменила низкую преграду, отделявшую алтарь в восточной апсиде Юстиниановой базилики от центрального ее нефа. В 1842 (или в 1840) году трансепт и апсиды были отделены от основного нефа трехчастной стеной, призванной, в частности, физически отделять греческих священнослужителей от арабской паствы. Эта стена сохранилась в своих боковых частях, центральная ее часть была разобрана в 1918 году. Алтарная часть отделена от трансепта трехъярусным резным деревянным иконостасом 1764 года, увенчанным Распятием. В северной апсиде находятся два престола, принадлежащие армянам. Более дальний престол посвящен Святой Деве, ближний же – Волхвам, которые, по преданию, спешились на этом месте, дабы спуститься в вертеп для поклонения Богомладенцу. Алтарь в южной апсиде принадлежит православным грекам и посвящен празднику Обрезания Господня (по другим свидетельствам (епископ Мефодий, А.Н. Муравьев), между южным и главным престолами есть еще один открытый престол, посвященный Николаю Чудотворцу). В трансепте два боковых выхода. Проход в северной апсиде ведет в католическую церковь св. Екатерины. Проход в южной апсиде переделан из окна и выводит во двор греческого монастыря св. Георгия Победоносца.

 

 

Армянский монастырь св. Троицы

Примыкает к базилике Рождества с юго-западной стороны. Выделяется мощными стенами и отсутствием внешних ворот: попасть внутрь можно только через базилику, впрочем, обычно, доступа в монастырь нет. В основном, комплекс монастыря относится к эпохе крестоносцев, т. е. к XII веку, наиболее поздние достройки осуществлялись в XVII веке. Как таковой, армянский монастырь св. Троицы, не представляет интереса для Каталога православной архитектуры, однако самые ранние элементы комплекса относятся к византийским временам. Это помещения, непосредственно примыкающие к базилике, и некоторые другие сооружения, наиболее известным из которых является библиотека, или скрипторий Блаженного Иеронима, представляющий собой разделенное на двенадцать травей и два нефа сводчатое помещение, перекрытое крестовыми сводами опирающимися на четыре поставленные в ряд колонны (размеры 25,5х9,1 м). Колонны вторичного использования, сделаны из вифлеемита и несут коринфские капители. Их основания установлены в скальной вырубке на несколько метров ниже уровня площади перед западным фасадом базилики. Свой современный вид скрипторий приобрел в результате перестроек уже в новое время. Еще в XVII веке были видны колонны и гладко отесанные камни древней кладки (по свидетельству францисканского монаха Франческо Кварезми в его книге «Elucidatio terrae sanctae historica» (Антверпен, 1639). Свидетельство относится к периоду 1616-1626 гг.). Сегодня помещение разделено на два яруса, верхний из которых служит трапезной. В XVII веке комплекс монастыря использовался в качестве конюшни, пока просвещенный армянский патриарх Григор основательно не отремонтировал комплекс, устроив в нем церковь св. Троицы с двумя престолами (неясно, был ли это Григор Гандзакеци (1613-1645), Григор II (1704-1715), бывший одновременно Армянским патриархом Константинополя, или Григор Шираванци (1715-1749)). К западу от монастырской кухни сохранился с XII века еще один сводчатый зал, вход в который ведет с монастырского двора. Зал этот, возможно, относился к епископским покоям времен крестоносцев или к латинской больнице.

 

Пещерный комплекс под базиликой

Помимо уже описанных Вертепа Рождества под главным алтарем и часовни Невинных Младенцев под южными нефами базилики, сохранились и другие подземные ходы и часовни. Комплекс располагается, в основном, под северным трансептом и в целом, называется пещерами Блаженного Иеронима, потому что там, по преданию, при жизни Иеронима и его сподвижников были их кельи, а по смерти их – могилы. Комплекс был отреставрирован францисканцами в 1962-1964 гг., при этом при расчистке его было доказано, что пещеры были заселены уже в VIII веке до н.э.: была найдена характерная для данного периода керамическая печать с надписью «для царя». В самой западной части Вертепа Рождества открывается проход на север в пещерный комплекс, однако сегодня этот проход закрыт, и в пещеры следует входить через францисканскую церковь Екатерины. Проход этот был проложен францисканцами в XV столетии для обеспечения им доступа к Пещере Рождества без необходимости испрашивать разрешения у православных греков. Повернув на северо-восток, проход примерно через 4 м выводит в капеллу Иосифа Обручника, где, по преданию, Иосифу явился во сне ангел, повелевший бежать с семейством в Египет: «…се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Матфей, 2:13). По другой традиции, в этом месте Иосиф оставался всё время, пока Мария рожала Христа в Вертепе Рождества. У южной стены капеллы алтарь 1964 г., в виде двух поднятых в молитве рук. Справа от алтаря фреска, изображающая явление ангела Иосифу. В северной стене капеллы открывается узкая лестница, ведущая в капеллу Невинных Младенцев. В восточной части капеллы имеется ответвление, в котором стоит грубый престол из неотесанного камня, на котором установлено не оструганное деревянное распятие. Престол посвящен св. Невинным Младенцам. Проход между капеллами Невинных младенцев и Иосифа Обручника закрыт железной решеткой. Таким же образом закрыты и входы в еще две небольшие, также посвященные Невинным Младенцам, погребальные пещеры, расположенные под престолом у южной стены капеллы Иосифа Обручника. На север от капеллы Невинных Младенцев узкий проход ведет к системе лестниц, выводящих в церковь Екатерины. На запад от капеллы открывается проход в пещеру-усыпальницу Павлы, Евстохии и Евсевия из Кремоны, еще дальше на запад – пещера-усыпальница Блаженного Иеронима. Все могилы пусты, остались лишь саркофаги. Евсевий из Кремоны был похоронен направо от входа (с северной стороны) в первой от капеллы Невинных Младенцев пещере, могилы св. Павлы и Евстохии – слева от входа. Над их саркофагами на стене – современная мозаика. К югу от могил вход в маленькую келью времен Константина с древней водяной цистерной под ней. Надгробие Блаженного Иеронима – справа от входа во второй пещере. Место могилы Павлы и Евстохии стало определяться в этой пещере только в средние века, на основании указания Иеронима, согласно которому, Павла с дочерью были похоронены под церковью неподалеку от Вертепа Рождества. В прошлом надгробье Павлы несло надпись: «Здесь покоится дочь Сципиона и Блесиллы, наследницы эллинов, гордый отпрыск рода Агамемнона. Имя ее Павла, мать Евстохии, избранница Римского Сената, идя за Христом, она предпочла Риму бедность и поля вифлеемские». Павла умерла в 404 г. 57-ми лет от роду, ее дочь Евстохия продолжила дело матери, пережив ту на пятнадцать лет, и умерла в 419 г. Иероним умер в 420 г. Евсевий из Кремоны был учеником Иеронима, он покинул Италию и поселился в Вифлееме, чтобы жить подле своего учителя. В последние годы жизни Иеронима Евсевий сменил его в должности настоятеля мужского монастыря в городе. Он умер в 422 или 423 г. Проход из капеллы Невинных Младенцев в усыпальницы Павлы и Иеронима был пробит в 1556 г. Из пещеры-усыпальницы Иеронима узкий проход ведет в северном направлении в большую пещеру – капеллу Блаженного Иеронима, которая единственная из всего комплекса находится за пределами базилики Рождества, под южной галереей клуатра церкви св. Екатерины. Это помещение, по одной из традиций, служило рабочей кельей Иерониму. Его свод и три стены высечены в скале, а северная стена построена. Это единственное помещение в пещерном комплексе, имеющее естественное освещение. Алтарь находится у восточной стены. Над ним рельеф, изображающий Иеронима, Павлу и Евстохию. С XIV века существуют традиция, указывающая на каменное седалище, на котором сидел Иероним, работая над Вульгатой. Выход из капеллы с запада – по узкой лестнице вверх.

 

Убранство церкви

Во времена Юстиниана церковь была богата украшена. Пол был вымощен, а нижняя часть стен облицована белым и цветным мрамором, верхние части стен покрывали мозаики фрески, колонны базилики также были расписаны. Сегодня от мраморной облицовки не осталось и следа. Однако в той или иной степени сохранилось несколько мозаичных композиций.

 

Напольные мозаики

Напольные мозаики существовали в Константиновой базилике. Они были обнаружены случайно в 1934 г., когда проводилась проверка оснований колонн для определения их устойчивости. Уровень пола Константиновой базилики был примерно на 60 см ниже ныне существующего. Мозаики сохранились на большей части площади базилики, однако доступны для обозрения лишь несколько фрагментов в специально оставленных раскопах. Напольная мозаика центрального нефа делилась на две основные «ковровые» композиции: западная имела 5,8 м в длину, восточная 9,2 м. Последняя делилась на шесть меньших панно. Оба «ковра» были окантованы по периметру единой дорожкой с растительным орнаментом. Стилистика мозаик позволяет отнести их к V столетию, а то обстоятельство, что уровень мозаичного пола несколько выше оснований колонн Константиновой базилики, указывает на то, что мозаики создавались не одновременно с церковью, а на протяжении ста лет после ее возведения, видимо в ходе нескольких ремонтов, проводившихся во второй половине V века. Мозаичные работы были выполнены на самом высоком уровне, доступном мастерам V века в Сирии и Палестине. Наиболее тщательно был отделан пол внутреннего октагонального подиума в восьмерике мартирия, вокруг смотрового отверстия в полу. Здесь также основу композиции составлял растительный орнамент, изображавший сплетения виноградных лоз и сидящих на них скворцов и куропаток. Рядом было выложено греческое слово «ΙΧΘΥΣ», означавшее «рыбу» и бывшее одновременно аббревиатурой слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», по-гречески: «ησους Χριστος Θεου Υος Σωτήρ».

 

Настенные мозаики

Мозаики украшали изнутри стены Юстиниановой базилики. Так, в частности, о них упоминает Даниил Игумен, посетивший Вифлеем приблизительно в 1107 г., то есть до реконструкции, предпринятой во время Мануила Комнена и короля Амори. Остается неясным, в какой степени при работах, выполнявшихся в 1169 г. под руководством мастера Ефрема, сохранялись древние мозаичные композиции времен Юстиниана. Настенные мозаики, по большей, части, сохранились в центральном нефе и северной части трансепта. Все мозаичное убранство базилики было продуманно композиционно. Над главным входом на западной стене мозаики были посвящены пророчествам о пришествии Иисуса. Мозаики стен центрального нефа изображали предков Христа согласно его родословию и церковные соборы, определившие всю христологическую и тринитарную догматику. В апсидах и трансепте изображались евангельские события, то есть события земной жизни Христа.

 

На западной стене мозаика изображала «древо дома Иессеева», к которому восходила родословная Христа (по свидетельству Кварезми). Меж ветвями древа, кроме потомков Иессея и Давида были образы пророков, державших свитки с выдержками из пророческих книг. Эта мозаика не сохранилась. Однако еще в начале XVII века были видны образы пророков с именами Иоиля, Амоса, Наума, Михея, Иезекииля и Исаии, и так же надпись с пророчеством Валаама.

 

Изображения на южной и северной стенах клеристория располагались в пяти ярусах. В самом нижнем ярусе, поверх архитрава, был ряд погрудных образов предков Христа в соответствии с его родословием по Евангелию от Матфея на южной стене, а по Евангелию от Луки – на северной. Ныне от этого яруса мозаик сохранилось семь образов на самом восточном сохранившемся фрагменте мозаик южной стены (справа налево): Азор, Садок, Ахим, Елиуд, Елеазар, Матфан, Иаков. Справа от каждого образа выложено имя персонажа.

 

Второй – главный – мозаичный ярус, доходивший до низа окон центрального нефа, был посвящен церковным соборам. На южной стене мозаики были посвящены семи первым Вселенским соборам, на северной – десяти (по Бен-Йосефу) или шести (по Православной энциклопедии) различным поместным соборам. Баландин в своей книге «Пятое Евангелие» согласен с ПЭ в отношении числа поместных соборов на северной стене клеристория и приводит их список: Анкирский (314 г.), Антиохийский (268 г.), Сардикийский (347 г.), Гангрский (около 340 г.), Лаодикейский (364 г.), Карфагенский (318 г.).

 

На южной стене каждый собор изображался в виде храма, меж колонн которого были свитки с кратким изложением по-гречески (шесть панно) и на латыни (одно панно) постановлений собора и указанием обстоятельств его проведения, всё это в обрамлении фантастических сплетений листьев и ветвей, купы которых отделяли один собор от другого. Композиционно каждый собор был представлен символическим зданием, в котором три колонны поддерживали сдвоенную арку и разделяли панно на две части. Внизу каждой – престол, покрытый парчой, на престоле – священные писания, а по сторонам – изображения горящих свечей или лампад. Под арками заключенные в круг кресты, а в пространстве между крестами и престолами – тексты. В левом пространстве описание обстоятельств проведения собора, в правом – постановления. На южной стене центрального нефа сохранилось три фрагмента мозаик. Самый большой – восточный посвящен Первому Никейскому Собору 325 г. (фрагментарно, на самом восточный краю) и Второму (I Константинопольскому) Собору 381 г (сохранился полностью). Следующий за ним к западу фрагмент посвящен Третьему (Эфесскому) собору 431 г. и Четвертому (Халкидонскому) 451 г. Последний фрагмент, самый западный, посвящен Шестому (III Константинопольскому) Собору 680-681 г.

 

На северной стене центрального нефа в основном подоконном ярусе мозаик изначально было шесть (или десять) панно, посвященных поместным соборам. Общая композиция каждого панно здесь несколько отличалась от таковой на южной стене. Каждый собор изображался в виде храма с куполом и двумя башенками по бокам. Фасад здания прорезают трое арочных врат, большие в центре, и двое узких по бокам. Внизу главных врат – престол, как и на южной стене. Текст с постановлениями собора помещен в главных вратах, а боковые драпированы спадающими складками занавесами. Сохранившийся большой фрагмент в восточной части северной стены изображает Соборы в Антиохии (268 г.) и Сердике (по-гречески: Сардика, ныне София) (347 г.). Антиохийский собор на мозаике сохранился почти полностью. Текст гласит: «Святой Собор в Антиохии Сирийской, составленный 33 епископами, проводился до Вселенского Собора в Никее против Павла из Самосаты, утверждавшего догму, по которой Иисус был обычным смертным. Святой собор анафематствовал его как еретика». Сардикийский собор сохранился в меньшей степени: не хватает фрагмента внизу с частью текста. Текст гласит: «Святой собор в Сардике, составленный 140 епископами, собрался, чтобы принять в свои святые ряды Афанасия из Александрии».

 

В межоконных пространствах были образы ангелов. Сегодня сохранилось пять из них на северной стене. (А.Н. Муравьев в 1830 г. говорит о шести.) Под одним из них надпись «Basilius Pictor» («Художник Василий») с мозаичной припиской по-сирийски, согласно которому художник был диаконом (сирийский язык приписки объясняет, почему даже в собственным имени на латыни он допустил ошибку – правильно Basileus). Надоконные ярусы мозаик сохранились фрагментарно на северной стене.

 

В апсидах и трансепте стены покрывали мозаики, изображавшие различные новозаветные сцены. Южную апсиду украшали мозаики с изображением Рождества Христова и Поклонения Волхвов. На стенах южного части трансепта были показаны взятие Христа под стражу, беседа Христа с самаритянкой, Преображение (от которого сохранился фрагмент) и Вход Господень в Иерусалим. Последняя мозаика изображает Христа верхом на осле, а над ним витают четыре евангелиста. В северной части трансепта – явление воскресшего Христа апостолам вместе с Фомою, Уверение апостола Фомы и Вознесение Господне. На первой мозаике, сохранившейся относительно хорошо, в центре стоит Христос подле закрытых врат, у вереи которых Фома, дотрагивающийся рукой до руки Христа, а по сторонам пятеро апостолов, изображенных без нимбов. На заднем плане здание с колоннами, капители которых увиты побегами с сочными листьями. От композиции Вознесения сохранилась только нижняя часть, на которой в центре изображена Богородица меж двух ангелов, а по сторонам - апостолы. Северную апсиду украшали мозаики Введения Господа во Храм, Сошествия Святого Духа и Успение Богоматери (согласно Православной энциклопедии, эти мозаики украшали боковые стены центральной апсиды: Введение во Храм и Успение Богоматери – южную стену, Сошествие Святого Духа – северную). В центральной апсиде была мозаика Благовещения с Богородицей слева и ангелом справа. Верхнюю часть центральной апсиды украшала несохранившаяся мозаика, изображавшая в центре Богородицу, а по сторонам праотца Авраама и царя Давида.

 

 

Роспись колонн

Колонны церкви были расписаны в особой технике воскописи, при которой краска смешивалась с расплавленным воском. Образы, изображенные на колоннах, изображают различных восточных и западных святых без всякой видимой системы. Имя святого часто написано на нимбе. Язык имен также бессистемно чередуется: латынь и греческий. Всё это свидетельствует о том, что роспись колонн следует относить ко времени крестоносцев. На второй южной колонне сохранилась точная дата – 1130 (или 1139) г. Можно предположить, что остальные колонны были расписаны примерно в это же время. Образы представляют сидящие или стоящие фигуры святых в полный рост. Нимбы на голубом фоне, сами фигуры - на красном или белом. Сохранность росписи оставляет желать лучшего, по большей части они совершенно выцвели, а во многих местах стерлись, лики многих образов уничтожены, по-видимому, преднамеренно, вероятно, мусульманами, молившимися в церкви бок о бок с христианами в первые века после завоевания Палестины Саладином. В нижних частях изображений имеются граффити, оставленные паломниками разных эпох. Колонны внутренних колоннад расписаны все. Судя по всему, северная внешняя колоннада вовсе не была расписана, на южной внешней колоннаде росписью не охвачено несколько колонн. Православная энциклопедия приводит следующий порядок росписи (по-видимому, с запада на восток):

 

Южная внешняя колоннада: 1. Богоматерь с Младенцем (Одигитрия); 2-4. Три колонны без росписи; 5. Св. Маргарита (Мария); 6. Праведная Анна с младенцем Марией и св. папа Лев Великий; 7. Богоматерь с Младенцем (Гликофилуса) и сщмч. Власий; 8-9. Две колонны без росписи; 10. апостолы Варфоломей и Иаков, брат Господень.

 

Южная внутренняя колоннада: 1. Св. Маргарита (Марина); 2. Св. Фуска; 3. Онуфрий Великий; 4. Пророк Илия (с 2-мя воронами); 5. Иоанн Креститель; 6. Викентий; 7. Олаф Норвежский; 8. Канут (Кнут) Датский; 9. Первомученик Стефан; 10. Савва Освященный; 11. Феодосий Киновиарх.

 

Северная внутренняя колоннада: 1. Распятие; 2. Апостол Иоанн Богослов; 3. Богоматерь с Младенцем (Галактотрофуса); 4. Св. Катальд; 5. Св. Дамиан; 6. Св. Косма; 7. Св. Леонард (вероятно, Лиможский); 8. Георгий Победоносец; 9. Евфимий Великий; 10. Антоний Великий; 11. Макарий Египетский.

 

Следует отметить, что Православной энциклопедии противоречит Бен-Йосеф, помещающий на северную внутреннюю колоннаду большинство образов, отнесенных ПЭ к южной, в следующей последовательности: 1. Макарий Египетский; 2. Первомученик Стефан; 3. Св. Канут (Кнут, король Дании); 4. Иоанн Креститель; 5. Пророк Илия с воронами; 6. Прп. Онуфрий Великий; 7. Св. Марина (или Маргарита?); 8. Апостол Иаков, брат Господень; 9. Богоматерь с Младенцем.

 

Кроме того, в ПЭ не упомянуты Блаженный Августин и сщмч. Антиох, указываемые в списке Бен-Йосефа без отнесения к какой-либо колоннаде. Аналогично колоннадам нефов были расписаны и колонны, фланкирующие главную апсиду и трансепт (по крайней мере, две угловые колонны), однако эти росписи не упоминают ни ПЭ, ни Бен-Йосеф.

 

 

ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ.

 

Одна из величайших святынь христианства, Храм Гроба Господня, возведен в Иерусалиме на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.

 

Первая церковь Гроба Господня была построена в 335 году матерью императора Константина Великого - Еленой. В довольно преклонном возрасте, после принятия христианства, она совершила паломническое путешествие в Иерусалим. В то время на месте нынешнего Храма находился языческий храм Венеры, построенный при императоре Адриане. В подземелье храма Елена обнаружила вход в пещеру с Гробом Господним. Также ею был обнаружен и крест, на котором распяли Иисуса.

Существует легенда, что Еленой было найдено три креста и для того, чтобы определить, какой крест истинный, она прикладывала их к гробу покойника, проходящей мимо похоронной процессии. При прикосновении истинного креста, произошло чудо воскрешения.

 

За многовековую историю Иерусалима Храм неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 году после огромного пожара.

 

 

Современный Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.

 

Территория Храма строго разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Это соглашение, принятое в 1852 году, известно как "статус-кво". Каждой конфессии отведены свои часы для молитв и даже ни один гвоздь не может быть вбит без всеобщего согласия.

Такое разделение нередко служит причиной конфликтов между представителями разных конфессий, поэтому с середины 12 века ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а представитель другой мусульманской семьи - Нусейбе - каждый день открывает и закрывает ворота Храма. Ключи от Храма передаются в этих семьях старшему сыну из поколения в поколение вот уже много веков.

 

Пройдя через большой двор, мощеный каменными плитами, вы подходите к фасаду Храма с двумя большими арками (одна из них замурована), это и есть вход.

 

В нескольких шагах от входа, прямо на мраморном полу, лежит камень миропомазания, место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса.

 

Прямо за камнем - стена Воскресенского собора. Если вы пройдете налево от камня, то попадете в большую ротонду центрального здания Храма, в центре которой возвышается мраморная часовня (кувуклия). Часовня перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень.

Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.

По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию. Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.

Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по колличеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.

 

Вторая часть часовни, Гроб Господень, представляет собой маленькую пещерку, где с трудом могут поместиться 3-4 человека. Это каменное погребальное Ложе, высеченное в природной скале. По еврейскому обычаю, тело Христа было положено головой на запад, а ногами на восток.

Чтобы предотвратить попытки молящихся отколоть и унести с собой кусочки камня, Ложе было закрыто плитой из белого мрамора.

 

Вторая святыня Храма Гроба Господня - Голгофа.

К вершине горы, где был распят Иисус ведут мраморные ступени. Голгофский храм разделен на две части. Место, куда был врыт крест, помечено серебряным кругом, а предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, казненных с Иисусом на Голгофе, обозначены двумя черными кругами. В застекленном окошке можно увидеть трещину в скале, которая образовалась при последнем вздохе Иисуса.

 

Третья часть Храма Гроба Господня - Храм Воскресения. В его центре на мраморном полу на небольшом возвышении установлена каменная ваза, символизирующая "пуп земли". В подземелье, к месту обретения Креста Господня, ведет многоступенчатая лестница. Считается, что именно здесь царица Елена обнаружила деревянный крест с гвоздями.

 

Также в состав Храма Гроба Господня входят многочисленные приделы, часовни и монастыри, принадлежащие разным конфессиям.

 

Храм Гроба Господня в Иерусалиме - священный центр христианской религии.

 

 

СТЕНА ПЛАЧА.

Второй Иерусалимский Храм был разрушен в 70 году н.э. римским императором Титом и до настоящего времени сохранилась Западная стена или Стена Плача. Она не является непосредствено стеной Храма, а представляет собой остатки опорных сооружений Ирода Великого для укрепления Храмовой горы.

Пророк Иеремия предсказал, что Иерусалимский храм будет разрушен, но его западная стена сохранится. И хотя Стена Плача не является стеной Храма, но наиболее близка к ней и поэтому стала величайшей святыней еврейского народа.

 

Свое название она получила потому, что евреи оплакивают здесь Первый и Второй Храмы, разрушенные оба в один день (9 ава), но в различные годы.

В священных писаниях говорится, что оба разрушения не произошли случайно. Евреи были наказаны за идолопоклонничество, кровопролитие и кровосмешение в первый раз и за беспричинную междуусобную войну - во второй.

Евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи Израиля молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима молятся в сторону Стены Плача.

 

Длина всей Западной стены составляет 488 метров. Стены возвышаются на высоту 15-ти метров и еще часть стены находится под грунтом. Она была сооружена из огромных обтесанных каменных блоков без скрепляющего раствора и все камни очень плотно подогнаны друг к другу.

Для большей эффективности, каждый новый ряд камней устанавливался уступом внутрь и поэтому стена немного наклонена.

При строительстве Ироду Великому пришлось пойти на хитрость, чтобы не спрашивать разрешения у Рима на подобное строительство. Он отправил в Рим гонца за разрешением, зная, что это займет много времени, а сам начал строительство. Когда гонец вернулся из Рима, строительство было закончено, а в ответном письме Октавиана Августа было написано: "Если не начал строить, то не строй. Если начал - разрушь. Если закончил - оставь все как есть".

 

Сегодня Стена Плача является самым святым местом для иудеев всего мира. Каждый день сюда стекаются тысячи людей: и израильтян и туристов. Евреи оплакивают утерянные Храмы и молятся о возрождении былой мощи Израиля. Люди вкладывают меж камней Стены записочки с просьбами к Б-гу, а потом молятся или просто молчат. Просьбы в записках самые разные: от простых житейских до просьб о мире всем народам Земли. Люди обращаются к Б-гу письменно в самые трудные моменты своей жизни, когда помощи больше просить не у кого. Раз в месяц все записки собираются и закапываются в специальных емкостях на Масличной горе, так что все послания к Всевышнему никогда не исчезнут.

 

Неевреи тоже могут подойти к Стене Плача, если будут соответствующе одеты: мужчины в головных уборах (кипах), женщины в скромной одежде и с покрытыми плечами. Замужние женщины должны подходить к Стене с покрытой головой. Кипы и платки для покрытия головы и плеч можно получить у стены на время. У Стены Плача мужчины молятся с левой стороны, а женщины - с правой.

 

И днем и ночью слышны молитвы у Стены на разных языках мира. Каждый молится по разному. Кто-то, медленно покачиваясь, словно огонек свечи, кто-то, прильнув лицом к стене, пытается услышать ответ на свои просьбы, а иногда сквозь молитвы прорывается плач, настоящий, навзрыд.

В праздники и по субботам у Стены плача наблюдается оживление: мужчины танцуют со свитками Торы, веселятся. На женской половине этого нет: женщинам не полагается веселиться. Они молятся Всевышнему о спасении жизни своих мужей и сыновей.

 

После войны за независимость в 1948 году Храмовая гора перешла под контроль Иордании и до 1967 года евреи к Стене Плача не допускались. Во время Шестидневной войны израильские войска заняли Старый город и молитвы у Стены Плача возобновились.

 

Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (бар-мицва), впервые вызываются здесь к чтению Торы, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.

 

 

МЁРТВОЕ МОРЕ

(ивр. ים המלח‎ Ям ha-мэлах — «Море соли»; араб. البَحْر المَيّت‎‎ ’Аль-Бахр Аль-Маййит — «Мёртвое море»; также Асфальтовое море, Содомское море) — бессточное солёное озеро между Израилем и Иорданией. Его поверхность и побережье находятся на уровне 422 м[1] ниже уровня моря и этот уровень постоянно снижается. Побережье озера является самым низким участком суши на Земле. Мертвое море это один из самых соленых водоемов на Земле, соленость достигает 33.7%. Длина озера 67 км, ширина 18 км в самом широком месте, максимальная глубина 378 м.

 

Первое упоминание названия «Мёртвое море» найдено в трудах древнегреческого учёного Павсания, который одним из первых исследовал его воды. Море называется «мёртвым», потому что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан).

 

В Мёртвое море впадают несколько пересыхающих ручьёв и река Иордан. Только за последние 40 лет объём водотока сократился с 1,43 млрд кубометров в год до 100 млн.[2]

 

В окрестностях Мёртвого моря были найдены знаменитые Кумранские рукописи. Это более 600 манускриптов, доказывающих, что иудейская секта ессеев ещё во II веке до Рождества Христова исповедовала принципы, удивительно схожие с евангельскими заповедями. Первые свитки с манускриптами из Кумрана случайно нашёл мальчик-бедуин в 1947 году. В районе Мёртвого моря находились библейские города Содом и Гоморра.[3]

 

Содержание минеральных веществ в воде достигает 33 %, в среднем 28 % (для сравнения в Средиземном море — 4 %). Мёртвое море является одним из самых солёных в мире озёр наряду с озером Ассаль в восточной Африке (почти 35 %) и озером Эльтон в Волгоградской области (20—50 %).

 

Минералогический состав соли Мёртвого моря существенно отличается от состава соли других морей. Она содержит около 50,8 % хлорида магния, 14,4 % хлорида кальция, 30,4 % хлорида натрия и 4,4 % хлорида калия. В соли мало сульфатов, но относительно много бромидов. Это позволило Мёртвому морю превратиться в уникальный лечебный курорт, созданный природой и привлекающий миллионы туристов со всех уголков Земного шара. Кроме уникального состава солей, Мёртвое море известно и своими целебными грязями, которые добываются со дна этого озера. Знаменитые иловые сульфидные грязи Мёртвого моря высоко минерализованы (до 300 г/л), с высоким содержанием брома, йода, гормоноподобных вещества. 

 

//

 (голосов: 5)



Напечатать