Добрая дорога к здоровью ТХЭКВОНДО 1-4 кл

общественная организация
«ФЕДЕРАЦИЯ ТХЭКВОНДО (ГТФ) СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»

«ДОБРАЯ ДОРОГА К ЗДОРОВЬЮ»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по тхэквондо (дисциплина ГТФ)
Для 1-4 классов
(подготовительная группа)

 

№-код вида спорта в Российском комитете
по ФК и С и делам молодёжи 0470001611Я
ИНН юридического лица 2632082435
Сайт федерации – http// www gtf-ufo.ru

Автор:

Т. В. Пьяных

Утверждена на общем собрании
ОО «ГТФ СК»
г. Пятигорск 2004 год

 

Рецензенты:

  1. Преподаватель ГОУ ВПО «СГУ», кандидат педагогических наук, доцент кафедры легкой атлетики, вице-президент Федерации Сётокан каратэ-до СК. Тренер национальной сборной команды РФ по Сётокан каратэ.

В.И. Зубенко 2009 год.

  1. Кандидат пед. наук., доцент, профессор кафедры физической культуры и здоровьесбережения СКИПКРО

А. И. Селезнёв 2009 год.


Введение
Основываясь на исторических материалах, легко представить, насколько сильно выживание примитивного по уровню развития человечества зависело от умения использовать руки и ноги для борьбы с врагами, дикими животными и окружающей средой.
По мере развития человечества примитивные способы борьбы постоянно совершенствовались, со временем сформировавшись в боевые искусства.
Практически невозможно проследить историю, чтобы сказать, где и когда впервые началось использование рук и ног в единоборствах. Существует много легенд, относящихся к схваткам без оружия, многие из которых с легкостью принимаются за быль. В мире развивается большое число стилей единоборств. В каждом из них нашли отражение особенности времени, а также культурные традиции соответствующих стран.
В 1955 году комитет, членами которого стали инструкторы, историки и видные государственные деятели Кореи открытым голосованием присвоили новое название национальному виду боевого искусства - «тхэквондо»
Техника тхэквондо базируется на принципах современной науки, в частности, на физике Ньютона, которая учит нас, как проявлять максимальную мощь. Были также использованы военные принципы тактики атаки и обороны. Как вид спорта тхэквондо представляет собой спортивное единоборство, обусловленное точными правилами. Система разнообразных упражнений, используемых в обучении и тренировке, обеспечивает специальную тренированность тхэквондиста и содейству­ет его всестороннему физическому развитию.
По мере развития тхэквондо разрабатывались и регламентировались его правила, техника и тактика боя, специальные методы обучения и тренировки, специальная амуниция. Спарринг проводится на ограниченном пространстве (даянге) и разделяется на несколько раундов. К состязаниям допускаются тхэквондисты по возрастным группам, равных весовых категорий и спортивных разрядов, определяющих примерно одинаковое соотношение сил состязающихся. Действия, которые могут быть опасными, запрещены.
Следует повседневно повышать культуру учебно-тренировоч­ной работы и соревнований. Путь тхэквондиста от новичка до мастера спорта — это путь упорной непрерывной работы над всесторонним развитием и совершенствованием своих физических и волевых способностей, спортивного мастерства.
Вся спортивная деятельность тхэквондиста должна проходить в условиях правильного педагогического руководства, гигиениче­ского режима и врачебного контроля.
От того, как построен педагогический процесс, зависит успех всей учебно-тренировочной и воспитательной работы. Поэтому на учителях дополнительного образования лежит вы­сокая ответственность. Они должны правильно подходить к организации обучения и трени­ровки, раскрывать и развивать способности своих учеников, подчиняя всю работу целям воспитания всесторонне развитого гражданина своей страны.

Пояснительная записка.
Образовательная программа дополнительного образования детей по дисциплине «ТХЭКВОНДО» имеет физкультурно-спортивную направленность. В ее основу положены Закон Российской Федерации «Об образовании» № 12-фз от 13.01.96 г., типовое Положение «Об учреждении дополнительного образования детей» № 233 от 07.03. 1995 г..
Программа охватывает комплекс параметров подготовки начинающих тхэквондистов к переходу в группы начальной подготовки. Предусматривается последовательность и непрерывность процесса подготовки юных тхэквондистов, преемственность в решении задач укрепления здоровья спортсменов, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
В соответствии с общероссийской программой об ОУДОД и здоровье сбережении программа «Добрая дорога к здоровью» акцентирована не только на знакомство с основами тхэквондо (дисциплина ГТФ), но в большей степени на здоровье ребенка, занимающегося этим видом спорта. Предлагаемая программа по тхэквондо (ГТФ) для учащихся начальной школы ориентируются на решение следующих воспитательных, развивающих, обучающих и здоровьесберегающих задач:

  • Привлечение к занятиям тхэквондо (ГТФ) учащихся, принадлежащих к разным группам здоровья.
  • Формирование общих представлений о тхэквондо (ГТФ), его значении в жизни человека.
  • Приобретение навыков самообороны
  • Обучение выполнению базовых комплексов (хьёнги)
  • Обучение ведению одношагового, двушагового спарринга
  • Приобретение соревновательного опыта (фестивали цветных поясов)
  • Знакомство с историей тхэквондо
  • Укрепление здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность, функциональная подготовленность
  • Обучение навыкам составления и выполнения разминки
  • Приобретение навыков использования специализированной экипировки
  • Обучение навыкам составления и выполнения комплексов корригирующих упражнений
  • Развитие интереса к самостоятельным занятиям утренней гимнастикой, общеразвевающими и укрепляющими упражнениями, закаливанием
  • Совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании
  • Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений и гибкости
  • Гармоничное развитие волевых и морально-этических качеств личности
  • Формирование потребности в занятиях спортом и ведении здорового образа жизни
  • Подготовка спортсменов к переходу в группы начальной подготовки

Разработанная в соответствии с обязательным минимумом содержания программ дополнительного образования школьников в области физической культуры и спорта, минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, а так же в соответствии с региональным компонентом ЮФО (южного федерального округа),
предлагаемая программа характеризуется направленностью:

  • На привлечение младших школьников к дополнительным занятиям спортом (тхэквондо (ГТФ))
  • На реализацию здоровьесберегающих технологий.
  • На реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивные залы, пришкольные площадки, стадионы, бассейны, рекреации), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городская, мало комплектная, сельская школа).
  • На реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся.
  • На соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.

Программа состоит из пяти разделов:

  • «Знания о тхэквондо» (информационный компонент)
  • «Способы деятельности в тхэквондо (дисциплина ГТФ)» (операционный компонент)
  • «Корригирующие упражнения» (здоровьесберегающий компонент)
  • «Игры во дворе» (информационнооперациональный компонент)
  • «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент)
  • Раздел «Знания о тхэквондо» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания об обществе, истории зарождения и развития спорта (тхэквондо (ГТФ)) (историко-социологические основы деятельности).
  • Раздел «Способы деятельности в тхэквондо (дисциплина ГТФ)» соотносится с представлениями об изучении специальной техники (тхэквондо (ГТФ)) под руководством специалиста, о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
  • Раздел «Корригирующие упражнения» ориентирован на укрепление физического здоровья школьников относящихся к разным группам здоровья.
  • Раздел «Игры во дворе» ориентирован на освоение навыков в проведении игр на свежем воздухе.
  • Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное развитие, всестороннюю физическую подготовку и общего укрепления здоровья младших школьников. Данный раздел включает в себя как освоение специальной техники тхэквондо (ГТФ), так и жизненно важных навыков и умений.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала программ дополнительного образования, в данной программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «История тхэквондо»; «Базовая техника тхэквондо (ГТФ)»; «Общая физическая подготовка»; «Корригирующие упражнения»; «Игры во дворе».
Отличительная черта программы – акцент на корригирующие, общеразвивающие, специальные упражнения, сформированные в комплексы. В данной программе весь материал переведен в эстафетно игровой характер, так как младшие школьники более легко и уверенно приобретают двигательные и специальные (блоки, удары, передвижения) навыки, когда меняется мотивация. А именно: надо выполнять правильно не для того, что бы получить хорошую оценку, а для того, что бы улучшить собственное здоровье, получить навык самообороны и удовольствие от игры. Так же эта программа предусматривает знакомство учеников с первого класса с играми, в которые можно играть во дворе. На взгляд авторов знакомство с этими играми немаловажно, так как нынешнее поколение загипнотизировано компьютерами и телевидением, а так же не имеет навыков коллективных игр на свежем воздухе, что отражается на здоровье с раннего детства. Получив знания и умения организации подобных игр, у младших школьников появляется интерес к проведению времени на свежем воздухе.

Требования к комплектованию учебных групп по тхэквондо:
Комплектование спортивных групп, организация учебно-тренировочных занятий, проведение учебно-воспитательной работы с занимающимися осуществляется дирекцией и учителями дополнительного образования в соответствии типовым Положением «Об учреждении дополнительного образования детей».
Учебные группы комплектуются из числа школьников, принадлежащих к разным группам здоровья.
На подготовительный этап зачисляются учащиеся начальных классов общеобразовательных школ, желающие заниматься тхэквондо, имеющие письменное заявление родителей и разрешение от врача-педиатра.
На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники тхэквондо, выполнение контрольных нормативов и сдача обязательной программы аттестации.

Индивидуальная карта спортсмена
Ф.И.О.
Дата рождения
Место учебы
Домашний адрес
Ф.И.О. родителей

Зачислен в секцию ДОП тхэквондо (ГТФ)

1 год обучения учащиеся узнают особенности своего здоровья и как его улучшить. Разучивают комплексы корригирующей гимнастики. Согласно учебной программе дополнительного образования школьники осваивают базовую технику тхэквондо (ГТФ), различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазания и ползания. Разучивают комплексы утренней гимнастики. Разучивают различные подвижные игры и учатся самостоятельному их проведению и их организации. Знакомятся с историей тхэквондо и других видов спорта.
2-ой год обучения учащиеся совершенствуют навыки выполнения базовой техники тхэквондо (ГТФ), учатся грамотно выполнять комплексы корригирующей гимнастики. Осваивают новые двигательные навыки, применяемые в гимнастике, легкой атлетике, акробатике и подвижных игр. Знакомятся с правилами ведения следующих спортивных игр: волейбол, футбол, баскетбол, бадминтон.
3-4 года обучения учащиеся должны не только выполнять базовые упражнения по тхэквондо (ГТФ), но и составлять самостоятельно комплексы утренней зарядки, разминки и корригирующей гимнастики, а также уметь объяснять назначение каждого упражнения. Особое внимание следует уделять учащимся, которым показаны занятия лечебной физической культурой после какого-либо заболевания или травм. Они должны уметь контролировать нагрузку при выполнении базовой техники тхэквондо (ГТФ), выполнять индивидуальные комплексы, составленные инструкторами ЛФК и учителем дополнительного образования. Совершенствовать двигательные навыки, применяемые тхэквондо (ГТФ), легкой атлетике, гимнастике, акробатике и подвижных играх. Учатся играть в спортивные игры по облегченным правилам.
На завершающем этапе начального образования учащиеся должны осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности по разделам: тхэквондо (ГТФ), гимнастика, легкая атлетика, акробатика. Учащиеся должны уметь самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры. Должны точно знать назначение базовых блоков, ударов ногами и руками по тхэквондо (ГТФ). Уметь использовать специальную амуницию. Иметь базовый словарь корейских терминов по тхэквондо (ГТФ). Самостоятельно составлять показательную программу из базовых упражнений по тхэквондо (ГТФ).
Теоретический материал тесно связан с практическим мате­риалом, который школьники осваивают в динамике от I к IV классу. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей тхэквондо, физической культуры и спорта, личной гигиеной, орга­низацией самостоятельных занятий физическими упражнениями. По мере усвоения этих знаний во II и III классах вводятся сведе­ния, касающиеся основных понятий физического воспитания (физическая подготовка и физические качества, физические уп­ражнения и формы организации самостоятельных занятий).
Программный материал, касающийся способов двигатель­ной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физи­ческим развитием и физической подготовленностью, оказания до врачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотно­сятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
Для полной реализации содержания настоящей программы дополнительного образования по тхэквондо (ГТФ) руководству школы необходимо посто­янно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, создавать внутри школьные зоны рекреации и пришколь­ные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.

 

 

примерное распределение программного материала
в учебных часах по тренировкам по тхэквондо (дисциплина ГТФ)
( из расчёта – два часа в неделю)


 

Разделы и темы

Количество часов (тренировок)

Класс

I

II

III

IV

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

130

130

130

130

I

Знания о тхэквондо

В процессе тренировок

II

Способы деятельности в тхэквондо (ГТФ)

8

8

8

8

III

Физическое совершенствование:

126

126

126

126

Общая физическая подготовка

45

45

45

45

Специальная физическая подготовка

38

38

30

30

Технико-тактическая подготовка

30

30

32

32

Медицинский контроль

4

4

4

4

Легкая атлетика

2

2

2

2

Спортивные игры

3

3

3

3

Зачетные и переводные требования

4

4

6

6

Общеразвивающие упражнения

В содержании соответствующих разделов программы.

IV

Комплексы корригирующей гимнастики

В разминочной части каждой тренировки

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

10

10

10

10

Игры во дворе

6

6

6

6

Акробатические упражнения

4

4

4

4

Зарядка

Ежедневно 15 мин. с утра

Эстафеты

На каждом уроке

Аттестации

Согласно календарю спортивных мероприятий

Промежуточные аттестации

Согласно календарю спортивных мероприятий

Участие в фестивалях цветных поясов

Согласно календарю спортивных мероприятий

Участие в показательных выступлениях

Согласно календарю спортивных мероприятий

ИТОГО:

144

144

144

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Знания по тхэквондо

Краткий обзор истории тхэквондо
Исторические и социальные предпосылки возникновения и развития тхэквондо.
Правила соревнований
Весовые категории. Форма тхэквондиста.
Программа соревнований. Место для соревнований. Понятие о возраст­ных группах.
Физическая культура и спорт в России
Значение физической культуры и спорта для укрепления здоро­вья, гармонического развития, подготовки к труду и защите Родины. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Анатомо-физиологические особенности организма человека
Общие сведения о строении опорно-двигательного аппарата че­ловека. Костная и мышечная системы.
Основы знаний по гигиене и врачебному контролю
Значение гигиенических мероприятий при занятиях спортом. Ис­пользование естественных факторов природы солнца, воздуха и воды для укрепления здоровья и закаливания. Ведение дневника спортсмена.
Психологическая подготовка
Спортсмен - боец, со стойкой и несгибаемой волей - цель под­готовки в тхэквондо (беседа).
Средства: Полусвободные спарринги. Условные бои


Страница 1 из 2 | Следующая страница
 (голосов: 0)



Напечатать